Суббота, 19.07.2025, 12:20 Приветствую Вас Гость |
|
Архитектура Японии - Форум
Архитектура Японии
| |
Deonis | Дата: Вторник, 14.04.2009, 16:43 | Сообщение # 1 |
 _-Создатель-_
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Статус: Offline
| Архитектура Японии  Основной особенностью старинной японской архитектуры являются высокие башни с многоярусными крышами. Большинство замков древних правителей Японии построено в виде высоких башен, обнесенных капитальной стеной. Вокруг таких замков со временем возникали призамковые поселения, которые постепенно вырастали в крупные города. Такие замки значительно отличались от горных укреплений «ямадзиро», которые находились в трудно доступных районах и выполняли функцию временных крепостей, в которых правитель с небольшой дружиной мог длительное время защищаться. Ямадзиро имели деревянные стены и практически не сохранились до наших дней. Крепости, которые строились на равнине, на пересечении торговых путей, нуждались в более серьезной защите, чем простой деревянный частокол. Обычно равнинные замки или «хирадзиро» возводились на естественной или искусственно возведенной возвышенности в центре долины. На возвышенности строилась главная башня комплекса – тэнсю с хозяйственными пристройками, которая окружалась каменной стеной и наполненными водой рвами. Башня могла быть одиночной или сдвоенной, соединенной крытыми переходами. Достаточно часто на возвышенности возводилось несколько башен разной высоты. Так как башни были построены из дерева их стены, для защиты от зажигательных стрел покрывали значительным слоем штукатурки. Вокруг цитадели строились еще две дополнительных линии защиты внешняя и внутренняя. Не смотря на то, что в 1615 году сегун приказал оставить только одну крепость во владениях каждого из феодалов, чтобы замки не стали оплотами мятежников, множество хирадзиро сохранились до сих пор. На нашем сайте Вы увидите фотографии наиболее интересных древних и современных зданий Японии и узнаете об особенностях их строения.
|
|
| |
Deonis | Дата: Вторник, 14.04.2009, 16:48 | Сообщение # 2 |
 _-Создатель-_
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Статус: Offline
| Развитие японской архитектуры Самобытность японской культуры, хоть и развивавшейся под сильным влиянием Китая, утверждалась в её изолированности от мировых цивилизационных процессов. Тем ярче проявлялись инородные мотивы «прокравшиеся» в монолит японской традиции. Монолит тоже, увы, подверженный эрозии хоть и в меньшей мере, чем его материковые собратья. Выше сказанное в полной мере относится и к японской архитектуре, которая, пережив становление и укрепление, казалось, подошла к эпохе глобализации во всеоружии. Однако время перемен это то чем приходится платить за прогресс. Бурное развитие, наблюдавшееся на Островах со второй половины прошлого столетия, потребовало эволюции не только социального строя и экономических отношений, но и больших изменений в ментальном и культурном планах, которые отразились и на архитектурной мысли. Но обо всём по порядку. Первые жилища древних обитателей японских островов недалеко ушли от сомнительного пещерного образа распространённого в Евразии. Чаще всего это были выкопанные в земле ямы укрытые от дождя и солнца ветками. Конечно не полноценный дом, но уж точно не «пещера». Об архитектуре как таковой, по крайней мере в бытовом смысле этого слова, можно говорить начиная с III тысячелетия до нашей эры. Тогда появляются небольшие постройки с поднятым над землёй полом и двускатной крышей. Развитие религии потребовало строительства культовых сооружений, которые должны были отличаться от светских построек в лучшую сторону. В результате уже в IV веке н.э. на территории Японии возводятся циклопические сооружения. О влиянии религии подробнее будет рассказано в следующей статье - «Религия как движитель традиционной архитектуры Японии». Здесь же ограничусь замечанием, что долгое время развитие архитектуры находилось во власти культового сознания народа. Среда обитания, в том числе рукотворная, на мой взгляд, не только и не столько влияет на формирование личности, сколько служит своеобразным зеркалом, в котором отражена внутренняя наполненность индивида. Взглянем на дом, построенный в традиционном японском стиле. Он не выделяется в окружающем пространстве, не довлеет над ним. В идеале жилище сливается с природой, становясь её продолжением, но не в коем случае не придатком! Мироощущение японца, хоть и построено на целостности внешнего и внутреннего, признаёт самодостаточность и ценность каждого элемента. Взаимосвязь же этих элементов происходит посредством «мостов». Примером такого «моста» между приусадебным участком и традиционным японским домом служит веранда. Её делали из грубо обработанного дерева, которое служило своеобразным звеном, связывающим твёрдую каменистую поверхность сада и пол жилища устланный мягкими соломенными циновками. Как уже отмечалось выше, большое влияние на японскую архитектуру оказало китайское зодчество. Но при всей схожести обращает на себя внимание тяготение самураев к горизонтальному развитью пространства. Если китайские храмы устремлены вверх, то японские не смотря на внешнюю похожесть, как бы стелятся по земле. Основой всех строительных конструкций выступают комбинации квадратов и прямоугольников. Здесь вы не увидите обилия изгибов и окружностей, характерного для других культур. Все здания это сочетание опорно-балочных структур с осевой симметрией. Жесткость постройкам придаётся не с помощью диагоналей, а благодаря использованию твёрдой древесины. Природный ландшафт японских островов изобилует лесами. Поэтому неудивительно, что на протяжении веков основным строительным материалом оставалась древесина. Но кроме доступности существовали другие прагматичные соображения. Возведение дома из камня трудоёмкий и сложный процесс. Он может быть оправдан на сибирских просторах. Когда дом-батюшка служит нескольким поколениям, защищая от жестоких морозов и охочих до чужого добра лихих людей. В Японии же с её плавящей жарой и сезоном дождей каменное здание могло служить разве что пыточной. Да и, не смотря на свою кажущуюся капитальность, простояло бы оно не долго. Постоянные микроземлетрясения для каменных зданий, в отличие от деревянных, плачевны. Из-за этого вплоть до первой половины прошлого века строительство в Японии оставалось в рамках малоэтажной традиции. Однако прогресс идёт вперёд, иногда не обращая внимания даже на здравый смысл. Форсированная каменная и кирпичная застройка Токио, в результате разрушительного землетрясения 1923 года, была погребена под руинами, породив ценой огромного числа жизней концепцию безопасного жилья. Которая реализовалась с приходом в строительствожелезобетонных конструкций. Появление железобетона вкупе с экономическим подъёмом вызвал кэнтику буму - взрывной рост мегаполисов. Один за другим поднимаются небоскрёбы. Новый материал потребовал новых форм, многие из которых нашлись за границей. Например, идея больших многоквартирных домов - данти пришла из СССР. Считается, что в наступившем периоде японцам при всех заимствованиях удалось сохранить национальный колорит. Сомнительная хоть и распространенная точка зрения. Количество этих самых заимствований было столь велико, что приходится говорить скорее о формировании абсолютно нового стиля - японского модернизма. В котором традиционные архитектурные элементы отступают на второй план. На первый же выходит целесообразность и футуристические мотивы, в изобилии перекачивавшие из аниме и манги во все сферы жизни, в том числе архитектуру. Тысячелетиями главным строительным материалом было дерево. Нашлось для него место и в новых реалиях. Пусть и чисто символическое. Принцип гибкой стойкости перекочевал в конструкцию японских небоскрёбов, а древовидная структура легла в основу архитектурно-строительного комплекса: небольшие бюро -> большие проектные организации -> мощные строительные корпорации со своими проектными подразделениями. Но нужны были не только новые формы, но и те, кто эти формы возьмется воплощать. Японские архитекторы вышедшие в свет в конце XIX века уже мыслили по западным образцам. Во многом благодаря правительству кинувшемуся догонять более развитые страны. Это выразилось в постройке Банка Японии и Токийского вокзала архитектора Тацуно Кинго, а так же Императорскго дворца Акасака архитектора Катаяма Токума. Но Олимпийские игры 1964 года прошедшие в Токио наглядно показали всему миру, что японская архитектурная мысль способна не только заимствовать, но может и удивлять. Спортивные сооружения, спроектированные Тангэ Кэндзо, сочетали в ультрасовременность с колоритными национальными элементами, что наиболее ярко выразилось в олимпийском стадионе. Это позволило Кэндзо стать самым знаменитым архитектором Японии. В 1977 году по его проекту возводят потрясающее здание Ханаэ Мори с фасадом из синего зеркального стекла. Бурные восьмидесятые дают путёвку в жизнь целой плеяде талантливых зодчих. От гениального самоучки Андо Тадао (Рокко Хаузинг Ван, Ла Коллеционе) до Исодзаки Арата (Сюкося, токийский Глоб театр) и Маки Фумихико (спиральное здание на Аояма-дори). Вместе с тем в застройке городов активное участие принимали и зарубежные мастера: Рафаэль Виноли (токийский международный форума в Юракутё - город из стекла), Норман Фостер (Башня Века - Century Tower), Питер Эйзенман (театр Коидзуми), Ренцо Пиано (Кансайский аэропорт)... Список можно продолжать бесконечно. Многие из него в первый раз проявили себя как архитекторы экстра-класса именно на Островах. Япония превратилась в гигантскую строительную площадку, на которой архитекторы могли воплощать свои, иногда эксцентричные задумки. Например, Филипп Старк не придумал ничего лучше, чем построить здание в форме перца, а Найджел Коутс украсил своё творение ожерельем из ржавчины. Строительный бум завершился, и вместе с этим пришло понимание, что искусство ради искусства как секс без любви - безусловно, приятно, но рано или поздно хочется чего-то большего. Звание мирового архитектурного Вавилона, конечно, привлекает туристов. Но ещё больше гости Японии, да и её жители тоже, желают видеть не расплодившийся по планете безликий модернизм, а загадочную восточную душу, запечатлённую на фасадах и карнизах. Думаю потомкам самураев это вполне по плечу.
|
|
| |
Deonis | Дата: Вторник, 14.04.2009, 16:57 | Сообщение # 3 |
 _-Создатель-_
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Статус: Offline
| Имперское величие японской архитектуры Историю дворцового строительства можно разделить на два этапа. Назовём их условно «утилитарный» и «помпезный». На первом, социальная роль жилища вождя или правителя выражена не ярко. По внешнему виду это почти такой же дом, в которых живут все соплеменники, отличающийся только большими размерами и некоторым, в редких случаях богатым, декором. Во втором этапе важно не просто выделится из общей массы, но и произвести впечатление, в том числе на соседних государей. На самом деле между этапами нет резкой границы. Они плавно переходят друг в друга, ложась на общую хронологию развития архитектурной мысли, что можно наблюдать в представленном ниже обзоре японского дворцового строительства. Императорский дворец Дайри Как и большинство построек в стиле синдэн дворцовый комплекс Дайри не дожил до наших дней. И виной тому не только и не столько хрупкость главного строительного материала того времени древесины. А скорее бурная история, в ходе которой резиденции императоров часто становились мишенью в междоусобных войнах. Как бы там ни было, но несколько скрупулезных реконструкций, позволяют увидеть, каким был этот дворцовый комплекс. Центральное здание комплекса - Тронный зал назывался Сисиндэн (дворец Пурпурных покоев). Перед ним находилась площадь для проведения различных торжеств. Здание было выполнено в типичном для того времени стиле. Вместо разноцветных красок тщательно обработанное дерево, кипарисовая крыша и несколько веранд. У входа в полном соответствии с восточным символизмом росло два дерева: с западной стороны померанец, а с восточной вишня. С северо-запада к Тронному залу примыкали покои Императора - Сэйрёдэн (дворец Чистой прохлады). Они были органично вписаны в сад, выполнявший рекреационную роль. Ручей и миниатюрный водопад, находившиеся там, оправдывали название дворца. Кроме того, в комплекс входили Уммэйдэн (дворец Теплого света) - хранилище регалий императорской власти, Гиёдэн (дворец Благодатного света) - хранилище ценностей, Сюнкёдэн (дворец Весенней радости) - оружейная, Хигёся (покои Летящих ароматов) - «женский» дом и ещё много различных павильонов, дворцов и зданий. А так же великое множество ворот, большинство которых по японской традиции имели собственные имена. Загородный дворец Китаяма-дэн Резиденции Асикага Ёсимицу построенной в 1381 году повезло немного больше чем дворцу Дайри. От неё сохранилось здание Кинкаку, ставшее одной из туристических мекк. Сохранности поспособствовало то, что как резиденция комплекс просуществовал меньше трёх десятков лет и был перестроен в храм. В целости и сохранности павильон простоял до 1950 г., когда был уничтожен поджигателем. Восстановили «Золотой павильон» через пять лет в 1955 г. Как это часто бывает на стыке эпох, здание воплотило в себе лучшее из обоих стилей синдэн и идущего ему на смену сёин. Своё название Кинкаку получил благодаря оригинальному декору из золотых листов, украшающему здание внутри и снаружи. Первые два этажа окружает открытая галерея, а на третьем находятся непривычные для времени строительства арочные окна. Каждый этаж выполнят свою функцию. Первый служит для жилья, второй для творческих занятий, а самый верхний для медитации. Трехъярусное здание оставляет впечатление удивительной лёгкость. Оно буквально парит над водой и вместе с тем оно гармонично вписано в окружающий прибрежный ландшафт. История с сожжением и «воскрешением» павильона обретает особый смысл, если обратиться к символизму Кинкаку. Расположенная на крыше птица феникс как бы рождается и «золотого» огня здания. Неудивительно, что Кинкаку пережил остальные строения комплекса и до сих пор радует жителей Японии и туристов своей красотой. Дворец Ниномару Дворец Нономару, как и Китаяма-дэн возводили для сёгунов. Делалось это в тот период, когда верховная власть в стране принадлежала военной аристократии. Собственно резиденции монархов того времени на фоне дворцов реальных правителей выглядят несколько блекло. Примером этого служит дворцовый комплекс Нидзё, к которому принадлежит Нинамору - дворец могучей династии сёгунов Токугава. Построенный рядом с императорским дворцом он был призван подчёркивать превосходство над былыми правителями. Поэтому он больше по размерам и гораздо лучше украшен. «Помпезная» роль этого строения становится очевидна, если пройтись по нему до спальни сёгуна, которая что характерно располагается в самой дальней части здания и значительно уступает по роскоши официальным залам. Последние украшены золотом и работами старинных мастеров. Живопись, чеканка, резьба нет такого искусства, которое не было бы представлено здесь. Но очевидно, что жить сёгун предпочитал в более скромных апартаментах. Это относится и к служебным помещениям, цель которых не произведение впечатления на гостей. Особых слов заслуживает пол, начинающийся от центрального входа. Он знаменит, наверное, больше чем сам дворец и весть дворцовый комплекс вместе взятый. Дело в том, что при ходьбе его деревянные доски вместо скрипа издают приятные птичьи трели. Происходит это благодаря искусно скрытым приспособлениям. За это он получил прозвище «соловьиный» пол. Дворец Кацура Этот дворцовый ансамбль возводился двумя поколениями семьи Хатидзё. В нём знатные аристократы постарались выразить свои взгляды на культурную традицию. Большое влияние на них оказал знаменитый в то время архитектор Кобори Энсю. Возможно благодаря этому, а так же идеальной планировке, комплекс, не смотря на строительство длинной в 65 лет и последующие достройки, полностью органичен. В ходе одной из достроек, предшествующей визиту Императора, серьёзные изменения были внесены во внутренний интерьер. В частности были добавлены комнаты с разным уровнем пола. Они являлись неотъемлемой частью дома любого аристократа. Высота пола зависела от ранга того, кто в ней проживал. Дворец состоит из трёх построек старого сеина (косеин), среднего сеина (тюсеин) и нового дворца (синготен), крыши, которых образуют зигзаг. Первый этаж каждого здания, стоящего на опорах, окружает веранда. Любопытно убранство тюсеина. Его раздвижные стены изнутри украшают росписи, полностью повторяющие природу за ними - очередной шаг к слиянию с окружающим миром. Одна из важнейших частей комплекса - сад, занимающий площадь в две трети гектара. Это так называемый «чайный сад». Чтобы познать истинную красоту такого сада необходимо неспешно пройти по дорожке, вокруг которой собственно и строится основная композиция. Славится дворец Кацура и своими чайными домиками: Гэппаро, Сёкатэй, Сёкинтэй, Тёикэн и Сёикэн. Каждый из них достоин отдельного рассказа, но остановлюсь на двух: Сёкинтэй и Гэппаро. Первый трёмя сторонами обращён к пруду и в самую жаркую погоду сохраняет приятную прохладу. Кроме этого его отделка может поспорить изяществом с императорскими покоями. Гэппаро же с приходом осени претерпевает волшебное превращение. Виной которому растущие рядом клёны, меняющие с приходом осени свою окраску. Домик расположен таким образом, чтобы из него в ночное время можно было наблюдать лунное отражение. Если сравнить японские дворцовые комплексы со средневековыми европейскими зданиями становится очевидным абсолютно разный взгляд на архитектуру. В европейском дворце главным являлось только одно здание, остальные постройки значительно уступали ему по размерам и изяществу. С другой стороны японская традиция зиждется на органичном сочетании всех элементов, а это подразумевает не только то, что все здания выполнены в одном стиле, но и как минимум не сильно уступают в красоте друг другу. Поэтому императорский дворец зачастую почти не выделялся. Отношение к самому пространству в европейской традиции изначально враждебное. Отсюда отсутствие полностью открытых помещений и необходимость в разного рода балконах и беседках. Японский дворец напротив является частью окружающего. Его веранда, зачастую идущая по периметру всего здания, продолжение, как комнаты, так и сада находящегося снаружи. Впрочем, вовсе не снаружи. Ведь сад такая же часть дворца как тронный зал.
|
|
| |
Deonis | Дата: Вторник, 14.04.2009, 17:01 | Сообщение # 4 |
 _-Создатель-_
Группа: Администраторы
Сообщений: 97
Статус: Offline
| История японских садов Традиционные сады (Kanji, nihon teien) в Японии можно найти повсюду: в частных домах или по соседству – в городском парке, в Буддистских храмах и Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков. Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старому обычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскую простоту. Типичные японские сады включают в себя несколько обязательных элементов, настоящих или символических: - каменный фонарь среди растений - вода - остров - мост, ведущий к острову - чайный домик или павильон Обращаясь к истории, надо отметить, что очень трудно назвать дату возникновения первых японских садов, за исключением нескольких археологических находок в городах Азука, Нара и Киото с небольшими остатками садов Ранней Японии. Хотя некоторые источники, например Японская летопись восьмого столетия (Nihon Shoki), вносит небольшую ясность в этот вопрос. В ее текстах упоминаются сады, которые принадлежали правящему классу. Некоторые источники указывают на то, что эти сады могли послужить образцом для садов в поместьях периода Хэйян. Должно быть, дизайн ранних садов испытывал серьезное религиозное влияние, связанное с приданием большого значения природным объектам в синтоистских верованиях. Несмотря на то, что истинное значение несколько неясно, одно из японских слов для сада звучит как niwa – обозначает место, которое убирали и очищали в ожидании прихода kami – божественного духа синтоизма. Преклонение перед большими скалами, озерами, вековыми деревьями и другими уникальными объектами природы сильно повлияло на внешний вид японского сада. С приходом Буддизма, японские сады начали обращаться и к мифическим горам, островам и морям. Эти образы, часто в форме камня или группы камней, продолжают играть роль в дизайне японских садов, хотя не всегда дано знать - их умышленно включали в ландшафт в ранние века или это продукт более поздней интерпретации. Одно ясно, что пруд или озеро обычно включались в ранние проекты, и эти элементы прошли через всю историю японских садов. Как буддизм и даосизм проникли из Кореи и Китая, так и много других элементов ранней японской культуры стали причиной того, что ранние проекты сада в Японии, возможно, подражали корейским или китайским образцам (исторические записи Периода Азука предполагают, что проект сада для Soga no Umako, вероятно, имел корейский образец). Недавние археологические находки в древней столице Нара обнаружили остатки двух садов восьмого столетия, связанные с Императорским двором: сад To с прудом и ручьем, расположенный в пределах территории императорского дворца и сад Kyuseki с ручьем, найденный в пределах современного города. Они могли быть смоделированы на основе корейских или китайских садов, но каменные конструкции, найденные в саду To, кажется, имеют больше общего с доисторическими японскими каменными памятниками, чем с китайскими образцами. Какое бы не было их происхождение, оба сада, и To и Kyuseki, точно предугадывают определенное развитие более поздних японских садов. Самый главный ранний трактат о садах - Sakuteiki - Сакутейки (Образец создания садов). Написанный некогда в восьмом веке Tachibana no Toshitsuna – незаконным сыном Fujiwara no Yorimichi, трактат дополнялся в 1289 году. Tachibana no Toshitsuna был мелким чиновником, занимал пост главы Строительного секретариата, он также, возможно был проектировщиком садов, включая свое собственное поместье. Сакутейки отражает эстетическую восприимчивость крупных владений периода Хэйян. Он вполне может быть основан на более ранних трактатах о садах, ныне утерянных. Текст Сакутейки не иллюстрирован, и хотя его инструкции точны и понятны садовнику, это не просто технические аспекты создания сада. Часть его языка является довольно неопределенной и даже противоречащей, но ясно, что множество принципов, обсуждающихся в руководстве, появляются в более поздних садовых проектах. Вот некоторые из них: -Сад должен соответствовать топографическим особенностям участка, включая природный поток воды. -Элементы сада могут моделировать известные живописные места, а идея должна отражать поэтичность Эпохи Хэйян. Эта идея нашла реализацию во множестве садов, известных на сегодня, хорошим примеров которых являются сад Katsura, в котором скоприрована песчаная коса Amanohashidate. -Сады должны соответствовать тому, что признается в китайских принципах фэн-шуй (feng shui), принимая во внимание символизм, выбор элементов и их благоприятное расположение. -Сады должны ухватить дух природы также, как и копировать ее элементы.
|
|
| |
|
|
Статистика |
|
|